Антон Баранов: «Слово „дизайнер“ мне не нравится!»


Антон Баранов, 2008

Проблемы выбора профессии у меня не было. Было желание попасть в хорошую художественную школу. «Кандидатур» было две: 26-й лицей и лицей имени Ахремчика. Я выбрал последний и поступил туда, будучи учеником 6-го класса. Там нас обучали академической живописи и графике. Но в 11-м классе я попал на просмотр в промышленный корпус Академии искусств, где увидел работы студентов кафедры графического дизайна. Впечатление было настолько велико, что потом я усиленно готовился к поступлению именно на кафедру графического дизайна.

Графический дизайн существует давно. Это плакаты, работа со шрифтами, реклама, упаковка, оформление выставок, объёмные инсталляции, фото-графика. В общем, все работы прикладного, а не сугубо творческого характера.

Самым большим успехом считаю то, что довелось учиться у таких мэтров, как Павел Афанасьевич Семченко, Ленина Николаевна Миронова, Владимир Владимирович Васюк. Семченко давал нам основные знания по шрифтам, а без них в профессии дизайнера — просто никуда! Учёба на кафедре была интересной. Не только потому, что нас учили настоящие мастера и профессионалы своего дела. Вокруг кафедры графического дизайна всегда «витали» заказчики, среди которых были как государственные, так и частные компании. Они всегда заинтересованы в приглашении талантливых студентов на работу.

Одной из первых моих работ была серия карикатурных плакатов для предвыборной компании кандидата в депутаты. Это был 2001 год. И проект запомнился благодаря острой социальной тематике, о которой «рассказывали» карикатуры. Первые проекты были пробой пера на друзьях, у которых уже был небольшой бизнес. Кроме того, во время своей учебы я принимал участие в фестивалях, как в Белоруссии, так и в России. Также я выставлял свои работы на одной из первых выставок «Дизайн-биржа». Эта выставка была хорошим начинанием Белорусского союза дизайнеров. И именно через неё мне удалось получить несколько заказов.

Студентом 4-го курса я пришел в компанию Astronim простым дизайнером. К тому времени компания уже имела имя в дизайнерских кругах. Это была целеустремлённая молодая команда. На протяжении трёх лет Astronim вырос до уровня лидера, приобрёл имя, хорошо известное не только в нашей стране, но и за её пределами. Об этом говорят победы на фестивалях и призовые места за многие работы компании. В Astronim я занимался веб-дизайном, графическим дизайном и был арт-директором. До этого с веб-дизайном сталкиваться не приходилось. Но это не суть важно. Ключевым словом здесь является слово дизайн. А он может быть каким угодно. Сайт, листовка в метро или упаковка — все это носители дизайна. И если у специалиста, который занимается разработкой визитки или плаката, есть крепкая база, то при знании определённых программ он может заниматься веб-дизайном. Академическая школа и лицей дали мне базу, которая является значительным преимуществом перед теми, кто просто учился на примерах других дизайнеров, не всегда хороших. В веб-дизайне необходимо было знать определённые программы, техническую часть. Требовались знания работы с фотографией, эргономики, психологии, цветоведения.

Единого решения у дизайнера нет. Ты можешь вечером сделать одну работу, а наутро с тем же техническим заданием сдать абсолютно другую. И тот, и другой вариант будут отвечать поставленным задачам. Потому что идет постоянная ориентация на клиента. Дизайн — вещь абсолютно прикладная и в большинстве своем продаваемая. Причем неважно, что это: сайт, журнал или упаковка товара. Главное — вызвать определенные эмоции у потребителя, помочь ему определиться с выбором товара или услуги. Заказчику обычно предоставляют на выбор несколько вариантов. Иногда случается так, что заказчик выбирает вариант, который не нравится дизайнеру. И здесь наступает момент, когда либо побеждает дизайнер с хорошим вариантом, либо берёт верх его желание заработать. В такой ситуации сила убеждения и обоснование того, что ты делаешь, важны на 90%. Многим клиентам нужно объяснять, почему эта полоска красная, а не синяя, и что это в итоге даст. В общении с клиентом надо правильно преподнести и отстоять свой взгляд на дизайн. Это наша главная задача. Если клиент образован, воспитан на хороших примерах, если он равняется не на конкурентов в соседнем гараже, а на мировые тенденции, тогда может получиться хороший продукт. Довольно большой процент клиентов заказывает «как у всех». Такие клиенты есть и у меня. Сейчас их, правда, уже меньше. Стараюсь держать определенную планку, имя. Но поскольку бизнес — это работа, мы можем сделать «как у всех», но вот будем ли мы подписываться своим именем, другой вопрос. По большому счёту, это вопрос той суммы, которую заказчик готов заплатить.

Самым запоминающимся был Московский фестиваль рекламы 2005 года: мы с компанией Astronim повезли туда наш совместный проект pARTal.by «Срез дизайна Беларуси» и заняли там первое место. Было очень приятно. Потом брали много первых мест на многих конкурсах и в Белоруссии, и за её пределами.

Из Astronim я ушёл, потому что мне на определенном этапе стало неинтересно быть наёмным работником. Был отлажен рабочий процесс, но надо было двигаться дальше. Делать одно и то же, не в плане дизайна, а в плане работы, надоело. У меня есть свое видение дизайна. На компромисс идти не хотелось. Поэтому из компании я ушёл. И я считаю это нормальным процессом. Специалист работает 5-7 лет, а потом, достигая определенного уровня, начинает работать на себя. Он больше не может быть наёмным сотрудником, а хочет реализовывать те проекты, которые интересны ему. Я во многом благодарен компании, потому что получил там бесценный опыт. Надеюсь, что это взаимно.

Я всегда был в курсе своих способностей и способностей своих клиентов. Самое главное — менеджмент: насколько хорошо ты сумеешь продать свою работу.

Сейчас клиенты знают меня и мои работы. И знают, почему они приходят ко мне. Им нравится мой стиль, мой дизайн. С большинством клиентов у меня долгосрочные и партнёрские отношения. В основном я предоставляю клиенту комплексное обслуживание.

Очень важно постоянно находиться в курсе последних тенденций. Стиль меняется очень часто и быстро. И надо всё отслеживать, чтобы не отставать. В любом деле, если им занимаешься профессионально, нужна постоянная практика. Общение с коллегами, мастер-классы, живое общение с мэтрами, лучшими в профессии — всё это происходит на фестивалях и выставках. Нельзя быть лучшим и знать всё. Взлёты и падения бывают всегда, это нормально. Среди любимых работ — проект pARTal.by «Срез дизайна Беларуси». Он родился еще в институте, до него ничего подобного у нас не было. Да, сейчас есть проекты, которые обозревают то, что происходит в белорусском дизайне. Но обозревают только в радикально некоммерческой, культурной его части. Некоммерческий проект «Срез дизайна Беларуси» делался для того, чтобы показывать хорошие примеры белорусского дизайна и белорусской рекламы. Это проект для души и личная инициатива: моя, Богдана Коровца (Astronim), Елены Кушнир (diva.by). Можно сказать, что это наш блог. Запомнилась презентация Мирского замка для Министерства спорта и туризма Белоруссии. Мы выезжали в замок, сами проводили фотосессию, а потом делали мультимедийный тур по замку. Это некоторые из социальных и культурных плакатов. Коммерческих работ среди любимых мало. Все это культурно и социально направленные вещи, что называется, для души. Специалист, который занимается только «продажным» дизайном, в конце концов становится ремесленником и перестаёт быть художником. Это закономерный процесс. Поэтому надо заниматься не только денежными вещами, но и делать что-то для души.

Я не общаюсь с молодыми дизайнерами. За последние 6 лет поиска дизайнера для компании Astronim, а потом и для себя, я не нашёл никого. Из Академии искусств выходит человек, который хочет получать 1 000 долларов, ничего не умея и ничего не зная. При этом он говорит: «Я — дизайнер!» Любой молодой специалист сейчас хочет большую зарплату. Профессия дизайнера напрямую зависит от опыта, от того, насколько хорошо ты знаешь свою профессию, инструментарий, насколько много ты работаешь над собой. Многим больше нравится делать по примеру кого-то, копировать. Но, как известно, копия не может быть лучше оригинала.

Я себя не называю дизайнером и даже не люблю это слово. Мне больше нравится — «художник-график».

Дизайнеры, которые говорят «я так вижу...», просто мало знают. Дизайнер — профессия творческая. И прежде всего, этот человек должен быть личностью. Со своими взглядами на жизнь, профессию, политику, со своим мировоззрением, определённым складом характера, четкой жизненной позицией. Это должен быть художник. После этого он трансформирует свои навыки и талант в какую-то форму. Без всего этого дизайн — ремесло. Из нашей группы всего несколько человек остались дизайнерами и продолжают держать марку. Многое зависит от самого человека: насколько он хочет учиться, насколько он готов к этому, хочет ли он впитывать опыт других людей. Сейчас довольно много информации, как на русском, так и на английском языке, есть интернет, есть живое общение с профессионалами. Главное — захотеть взять эту информацию.

Все крупнейшие рекламные агентства постоянно ищут дизайнеров. У них это открытая вакансия. Всегда. И это нормальный, живой процесс. Сейчас многие компании доросли до того уровня, что создают штатную единицу для дизайнера. Например, для разработки полиграфии, упаковки. Это нормально, но чревато тем, что дизайнер, который постоянно делает одно и то же, теряет квалификацию и остроту пера. Дизайнер в Белоруссии получает 400-1500 долларов. Это нормальный для нас уровень. 800-1000 долларов — это хорошая зарплата для дизайнера.

Самоучки гораздо интереснее, чем дизайнеры академической школы. У них нет штампов, которые всё равно остаются после академического образования, с ними гораздо интереснее работать и общаться. Если у тебя есть хороший учитель, который сможет оценить твои старания, можно всему научиться самостоятельно. Главное — очень сильно этого хотеть.

Посмотреть работы Андрея Баранова можно здесь: ссылка.

Раздел: Блог

Популярные посты

Купить объемную георешетку для укрепления склонов modul-geo.ru/georeshetki.