Интервью с Василием Пироговым

Василию Пирогову 25 лет, и он живое подтверждение словам: «Удача любит смелых». Правда, в этом случае стоит добавить, что ещё она любит умных, талантливых и упорных.


Василий Пирогов, 2008

— Василий, с чего начиналась твоя деятельность? Какими были первые шаги, были ли ошибки?

— Точкой отсчёта был далёкий 1999 год. Я был студентом третьего курса «Института дизайна и технологии». О веб-дизайне я не знал ровным счётом ничего, кроме того, что в России он был очёнь популярен. Поскольку тогда мы с другом еще не подозревали, что стартап — это сложно, и начинать надо с малого, первый шаг был очень широким и уверенным. Мы сразу создали собственную веб-студию и приготовились встречать успех.

Однако, первым делом, вместо успеха пришло осознание того, что мы с соучредителем не можем работать вместе. Пришлось производить замену в составе. Как все новички, мы озадачились названием студии. Подошли к этому серьезней, чем ко всему остальному. Хотелось, чтобы оно в полной мере отражало нашу уникальность, поэтому меняли его чуть не каждый месяц. Сначала мы назвались «Авангард», потом решили что Vanguard (на английский манер) будет звучать солиднее. После этого захотелось подчеркнуть, что мы несём нечто новое в сферу веб-дизайна — и родилось еще одно гениальное название — «Новый век». Чуть позже, когда дела более-менее наладились, опять захотелось сменить вывеску. Остановились на варианте «Альтен». А недели две спустя я узнал, что это слово в переводе с немецкого означает «дряхлый». С неймингом не клеилось, да и затея с веб-студией была обречена на провал. Но вместе с тем могу сказать, что идея создания объемных сайтов родилась уже тогда, в самом начале. Все дальнейшие шаги были этапами её реализации.

— Работал ли ты в качестве фрилансера?

— Да, после неудачной попытки организовать свою студию, я стал фрилансером. Причем работал бесплатно. Правило, которое следует понять всем, кто видит себя «вольным» художником — сначала ты будешь работать бесплатно. В действительности этот период может занять долгое время. Закон фриланса очень простой: сначала ты работаешь на портфолио, потом портфолио работает на тебя.

Мои первые шаги на ниве фриланса проходили так: (вообще полагаю, что так поступает большинство разумных людей) я придумывал компании и делал для них дизайны сайтов, а получившееся портфолио рассылал по заказчикам с предложением бесплатно сделать для них сайт. Причем не стеснялся презентовать свои услуги крупным компаниям, холдингам, но они почему-то все отказывались. Мой совет начинающим фрилансерам таков: не бойтесь предлагать свои услуги! Скромность в данном случае неуместна. Я признаюсь, мои первые сайты были чудовищными. Не умея толком работать с 3D, я создавал совершенно жуткие поверхности, на них накладывал информацию, и в результате получался просто кошмар. В общем-то, целью этапа поиска и становления было не получение прибыли, а создание собственной репутации.

— Каким был следующий этап?

— Следующим этапом стало ясное понимание того, что мне еще многому надо научиться. И самостоятельно это сделать сложно. Тогда я отобрал 5-6 наиболее удачных, на мой взгляд, работ и разослал по всем веб-студиям, какие только смог найти. Причем с претенциозным заявлением, что могу делать сайты любой сложности и тонким намеком, что я — именно тот человек, которого им не хватает. После недели такого целенаправленного спама я устроился в одну дизайн-студию, где проработал ровно один день! Затем я прошёл ещё в несколько студий — таким был период повышения собственного уровня и оттачивания навыков. Не могу сказать, что это были самые яркие дни в моей жизни, но они очень многое дали в профессиональном плане, за что я, безусловно, благодарен.

— У тебя были кумиры? Кому-то хотелось подражать или делать не хуже?

— Конечно, кумиры были. Причем очень разноплановые по части исполнения. Сначала это был Sabomaster из Казахстана, человек, который работал в совершенной потрясающей манере, у которого я «позаимствовал» стиль. А потом увидел того, кто умел делать ещё лучше. Это был дизайнер под ником Jaguar, он работал в основном с микроэлементами. На его текстуры можно было любоваться с микроскопом, настолько всё филигранно выполнено. Я тоже загорелся, выполнил удачный проект с мелкими текстурами... и тогда появился еще один кумир. К сожалению, забыл его ник, помню только, что это дизайнер из Новосибирска, где у него на тот момент уже была своя студия. Его работы были настолько поразительны, что я даже попытался с ним связаться, хотел поговорить, но ответа, к сожалению не получил. Позже понял, почему.

— И почему же?

— Это закономерный этап для каждого дизайнера: как только чего-то добиваешься, самомнение начинает зашкаливать. Своего рода звёздная болезнь, захлестывают чудовищные амбиции. Сейчас я говорю об этом совершенно спокойно, как о пройденном этапе. Меня это не обошло, и как только начали писать люди, задавать вопросы о том, как можно сделать так же, я в одночасье стал богом для самого себя. Сейчас со смехом вспоминаю, как года в 22 ходил и говорил про себя: «Вот он какой, монстр российского веб-дизайна!».

— Значит, тебе удалось перебороть это состояние? Поделишься секретом?

— Секрета никакого нет. Я просто открыл свое теперешнее «Бюро Пирогова». Это произошло как раз на пике самомнения и сыграло роль мощного «антибиотика» в борьбе за адекватное восприятие действительности. Когда ты осознаёшь, что «бог веб-дизайна» сидит в офисе, расположенном на заводе в Текстильщиках на пару с соучредителем, с зарплатой в $ 300 и весьма туманными перспективами — это моментально отрезвляет. Хотя я считаю, что этап звёздной болезни необходим каждому для приобретения иммунитета в дальнейшем. Это как ветрянка — лучше переболеть в раннем возрасте.

— Как думаешь, в чём секрет успеха в дизайне?

— Думаю, главное для всех, кто решил заниматься дизайном — не перепутать этап поиска и этап становления. Именно в такой последовательности. Некоторые считают, что сначала нужно стать значимой фигурой, а потом начинать искать свой неповторимый стиль. Это ошибка. Дело в том, что как только человек становится профессионалом, у него появляются рамки и костенеет мышление. Отчасти он превращается в ремесленника, не способного меняться. Появляется собственный стиль, от которого уже психологически сложно отойти. Мне, наверное, просто повезло, так как ясное понимание чего я хочу, пришло сразу. Потом оказалось, что до такого еще никто не додумался, я стал одним из первооткрывателей художественного направления в дизайне, ну а дальше — дело техники.

— Напоследок традиционный вопрос: что можешь посоветовать начинающим дизайнерам?

— На первых порах не бойтесь копировать, заимствовать. Очень часто начинающие художники «копируют» картины известных мастеров. Это помогает им лучше понять манеру и технику исполнения, набить руку. А полученные навыки в дальнейшем применить при воплощении собственных идей. Речь не о том, чтобы «украсть» медвежонка с картины Шишкина и втюхать его заказчику, а о понимании как правильно работать, например, со светотенью. Образы витают в воздухе, не стесняйтесь их оттуда брать. Дизайнер должен обладать рентгеновским зрением и чутьем ювелира, чтобы увидеть скрытые аспекты, которые после некоторой «огранки» превратятся в графический шедевр. Не люблю штампы, поэтому не буду здесь говорить о том, что надо стараться и верить в себя, чтобы что-то там получилось. Эти слова ничего не значат и ничего не изменят. Поэтому их здесь не будет.

Раздел: Блог

Популярные посты

Смотрите информацию Печать на холсте здесь.